moscowhite (moscowhite) wrote in moscow_gothica,
moscowhite
moscowhite
moscow_gothica

Categories:

ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗВОННИЦЫ КОЛОКОЛЬНИ ИВАНА ВЕЛИКОГО В КРЕМЛЕ

Сегодня, друзья, у нас публикация поистине уникального материала. В свое время в сообществе был введен тэг "утраченное" - им помечаются материалы о тех зданиях, которые по тем или иным причинам не дошли до нас. Но в данном случае мне удалось раскопать сведения об интереснейшем проекте, который вообще не был реализован. Причем это было не какое-то безвестное здание, а один из самых известных памятников Москвы и России.

После пожара в сентябре 1812 года колокольня Ивана Великого в Кремле уцелела, но месяцем спустя ее взорвали отступавшие из Москвы французы. Сам столп устоял, хотя и был сильно поврежден, а вот звонница и Филаретова пристройка, возведенная в 1624-м году Баженом Огурцовым, были разрушены до основания. Сразу после освобождения Москвы началось восстановление разрушенного памятника, которое было поручено Экспедиции Кремлевского строения - архитектурной организации, созданной В. И. Баженовым для возведения Большого Кремлевского дворца, а после отмены его строительства ведавшей всеми работами в Кремле. В роли заказчика выступал московский митрополит Августин.

Задача облегчалась тем, что колокольню несколько раз обмеряли - в середине XVIII века под руководством архитектора Ухтомского в связи с ремонтом Ивана Великого, а также в 1807 году, когда московский губернский архитектор Селехов составил "опись с фасадом". В последнем случае работы велись Кремлевской Экспедицией под председательством коллежского советника Еготова. Он-то и стал в 1813 году автором проекта восстановление разрушенной звонницы. Согласно этому проекту, Ивана Великого предлагалось восстановить в точном соответствии с историческим обликом разрушенного сооружения, хотя и с некоторыми небольшими изменениями. Замысел Еготова носил ярко выраженный реставрационный характер.

Одновременно с проектом Еготова свой вариант восстановления звонницы выполнил Алексей Никитич Бакарев. Предложенная им трактовка архитектурного решения выглядела совершенно неожиданно: новый Иван Великий не только не имел ничего общего с утраченной постройкой, но и вообще отходил от следования древнерусским традициям, ориентируясь на образцы средневекового зодчества Западной Европы. По замыслу архитектора, облик звонницы должен был стать своего рода "архитектурным трофеем", увековечившим победу русского оружия. При этом проект был предельно эклектичным - приемы европейской готики (окна-"розы", стрельчатые арки) сочетались с классическими (треугольные фронтоны, дорические колоннады) и древнерусскими элементами (луковичная главка завершения). Стремясь усилить триумфальный характер сооружения, Бакарев ввел в композицию фасада герб Российской Империи со знаменами в окружении трубящих "Слав", многословные рельефы, воспевающие победу русских войск, круглую скульптуру.



Проекты Еготова и Бакарева были представлены в Синод, но не были утверждены. По высочайшему повелению исправление Ивана Великого поручили петербургскому архитектору, выходцу из Швейцарии Луиджи Руска. Он составил проект, который в целом был близок проекту Еготова - Руска также предлагал восстановить звонницу максимально близко к оригиналу. Однако, сами реставрационные работы по большей части выполнялись под руководством И. Д. Жилярди, так как Луиджи Руска был "занят довольно работами по Петербургу". А Алексею Никитичу Бакареву несколько лет спустя все же удалось применить на практике свою тягу к готическому стилю - в 1817 году он руководил завершением строительства Екатерининской церкви Вознесенского монастыря в Кремле.

По материалам журнала "Архитектура и строительство Москвы", №9/1989.
Tags: Бакарев, храмы и монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments